Резьба по дереву Барокко

Резьба по дереву в стиле Русского Барокко или Барокко Растрели.http://barokko.net.ua/
Для архитектуры и строительства эпохи барокко характерно высокое исполнительское мастерство резных украшений. Русские мастера, несмотря на сложность замысла и хрупкость материала, с кажущейся легкостью с большой скульптурной четкостью режут тончайшие ветки, листья, цветы, выявляя характер и форму мотива. Высокий рельеф резного украшения, местами доходящий до полного объема, моделируется мастером так, что обеспечивает ясность восприятия детали с любой точки зрения.
Выразителем стиля барокко середины XVIII века является великий зодчий В. В. Растрелли. В творчестве Растрелли ярко выражены характерные черты, присущие русскому декоративному искусству. Растрелли создает ряд интерьеров, различных по своему убранству. Все они блестяще решены по композиционному замыслу и художественному единству декора. Богатство декоративной отделки сочетается в них с четкостью и ясностью решения планов построения интерьеров.

Интерьер Большого зала Екатерининского дворца
Вершиной творчества Растрелли являются интерьеры Екатерининского дворца в Царском селе, особенно отделка Большого зала, где на белой глади стен свободно и живописно располагаются сверкающие позолотой резные украшения, образуя неповторимое по красоте резное убранство. Общему характеру оформления соответсвтует роспись потолка, разработанная художником Валерияни на тему «Триумф России», И наборный паркет, изготовленный по рисункам Pастрелли. Свет, идущий широким потоком из окон и застекленных дверей, отражаясь на золотом декоре, увеличивал красоту и богатство резных украшений, придавая залу большую нарядность и праздничность.
Растрелли прекрасно понимал декоративные особенности русской резьбы, ценил огромное мастерство русских резчиков и использовал этот вид искусства, создав неповторимые образцы в области художественной обработки дерева. Растрелли также создал великолепные по композиции и отделке резные иконостасы в церковных интерьерах, продолжая и pазвивая лучшие традиции русской иконостасной резьбы XVII века. Созданные Растрелли иконостасы изумляют оригинальностью и смелостью решений, разнообразием приемов выполнения резного декора. Декоративные особенности композиций иконостасной резьбы, выполненные по рисункам Растрелли, долгое время служили примером для мастеров резного искусства.
Деревянный резной декор широко использовался и другими русскими архитекторами середины XVIII в. при убранстве как светских, так и церковных интерьеров. Такие архитекторы, как И. Мичурин и другие, подчиняясь общему стилистическому направлению того времени, в своем творчестве выражали им присущие индивидуальные особенности.
Большой интерес представляют резные украшения, выполненные по проектам Д. Ухтомского и А. Евлашевадля интерьеров Головинского дворца в Москве. Изумителен по композиции трехъярусный иконостас церкви Климента на Пятницкой, где гармонично сочетаются столярные профили, токарные и резные детали. Своими формами он напоминает иконостас в Петропавловском соборе архитектора Зарудного. Замечательные с резным декором иконостасы и напрестольная сень собора Николы Морского в Петербурге были выполнены по проектам C. Чевакинского. Эти и другие примеры говорят не только о широком применении резьбы по дереву в архитектуре середины XVIII в., но и о широте творческих замыслов, о многообразии применяемых мотивов и приемов выполнения, об индивидуальном мастерстве людей, создававших эти удивительные по красоте образцы резного искусства.
По убранству дворцовых и церковных интерьеров, кроме архитекторов, работала многочисленная армия русских и иностранных мастеров. Только на украшении внутреннего убранства Царскосельского дворца работало около ста русских резчиков по дереву. Из иностранцев одаренным художником и умелым организатором работ был Иоганн Дункер, лично руководивший резными работами на Волге. Он изготавливал модели и устанавливал резной декор на место. Большое участие приняли также Осип Штальмайер, Луи Роллан, Даниил Корловский и Жирардон. При их участии были декорированы многие интерьеры в Петербурге и в его пригородах.
Из русских мастеров, не только хорошо знавших резьбу по дереву, но выполнявших работы и руководивших бригадами резчиков, известны Сергей Хабаров, Александр Чанов, охотинские мастера Петр Валехин и Дмитрий Сакулисный, Игнатий Канаев, Данила Игнатьев и Иван Сухой, московские резчики, работавшие главным образом с архитектором Д. Ухтомским — Иван (отец), Василий, Михаил и Иван (cыновья) Зиминых, Яков Ильин и Алексей Сукин.